Группа компаний «Ключевые Системы и Компоненты» создается в 2017 году.
К этому моменту железнодорожное машиностроение страны и заводы-изготовители крупнейшего российского игрока — «Трансмашхолдинга» — уже восстановились от шоков и потерь 1990-х годов. Впереди — рывок в собственных технологиях подвижного состава, в том числе с целью экспансии на мировые рынки.
Объединение в ГК КСК ведущих российских предприятий, выпускающих компоненты для рельсового подвижного состава, позволяет систематизировать работу, улучшить технологические и управленческие процессы. Это дает синергетический эффект и в производстве, и в НИОКР.
Развитие ГК КСК идет в соответствии с интересами российской промышленной политики.
В 2020 году наращивание компетенций по ключевым высокотехнологичным комплектующим
в транспортном машиностроении определяется как одна из целей национальной Стратегии развития обрабатывающей промышленности.
Проекты ГК КСК получают государственную поддержку, суммарные инвестиции за семь лет составили 21 млрд руб. Ключевой из них — современный производственный комплекс Промтехнопарка КСК в Тверской области — строится с нуля и вводится в эксплуатацию за четыре года. Несмотря на пандемийный и санкционный кризисы устойчивость ГК КСК подтверждает беспрецедентное количество новых продуктов, которые холдинг вывел на рынок за свою пока небольшую историю. Номенклатура новых изделий ГК КСК исчисляется сотнями.
Сегодня можно говорить о том, что к вызовам внешней среды мы адаптируемся достаточно успешно. Опыт показал, что компания способна работать не только в периоды стабильности, но и в экстремальных условиях.
Причем в соответствии с известной спецификой российского менталитета зачастую в сложные времена мы концентрируем усилия и показываем даже лучшие результаты, чем в спокойное время.
Из интервью журналу «Ключевой компонент», № 9, 2022
Вагоны с комплектующими ГК КСК сегодня связывают надежной магистралью города в России и других странах.
Существенное содействие развитию молодого холдинга ГК КСК оказывает системное соглашение между «Федеральной пассажирской компанией» и Тверским вагоностроительным заводом, заключенное в начале 2019 года. Пассажирский перевозчик одним из первых в России внедряет в контрактах долгосрочный подход, направленный на существенный рост качества мобильности для населения страны.
С заводом ТМХ достигается договоренность о поставках до 3,7 тыс. пассажирских вагонов локомотивной тяги в течение семи лет. Из них 2,6 тыс. включаются в твердую часть сделки, то есть являются гарантированным заказом. Контракт предполагает поэтапный выход на рынок нескольких поколений новых вагонов, существенно превосходящих по комфорту и технологическим решениям технику, которая производилась ранее.
Очевидно, что такой заказ на высокотехнологичную продукцию — это целая россыпь задач в части комплектующих. ГК КСК приступает к их выполнению в части климатического оборудования, электротехники, интерьеров и экстерьеров, металлозаготовки.
Сегодня ГК КСК выпускают широкую номенклатуру компонентов для всех типов пассажирских вагонов: купейных, некупейных, с местами для сидения, в том числе для маломобильных пассажиров, штабных и вагонов-ресторанов в одноэтажном и двухэтажном исполнении. ГК КСК также является важным технологическим партнером ТМХ в масштабных поставках пассажирских вагонов в Египет.
ГК КСК выпускает несколько моделей окон: глухие, с форточкой и окна аварийного выхода. Ряд окон комплектуется роллетными шторами санскрин и блэкаут, которые также производит ГК КСК.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Высоковольтные ящики от ГК КСК устанавливаются в подвагонном пространстве. Они предназначены для подачи напряжения в 3 кВ от подвагонной магистрали в вагон для обеспечения его отопления.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Обеспечивают удобство поездки пассажира и возможность для сна при путешествиях на дальние расстояния. В каркасе полок от ГК КСК применяется экструдированный алюминиевый профиль, что облегчает вес изделий, а механизм фиксации позволяет пассажиру опускать их одной рукой.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Продукция ГК КСК включает широкую номенклатуру светильников, которые обеспечивают основное, местное и аварийное освещение помещений пассажирского вагона. Производятся на современной элементной базе и адаптируются под требования заказчика.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Включает большой перечень продукции от ГК КСК, определяющей внутреннее оформление вагона. Облицовка выполняется из износостойких и трудногорючих материалов. Столы, шкафы, полки для мелких вещей и другие элементы сочетают эстетику и практичность. С учетом современных требований пассажиров в элементы меблировки закладывается установка USB-разъемов и беспроводных зарядных устройств.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Предназначены для преобразования напряжения высоковольтной поездной магистрали в напряжения постоянного и переменного тока нужной величины.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Противодействуют заражению пассажиров заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Поддерживают заданные параметры микроклимата в помещениях пассажирских вагонов. Производятся ГК КСК на современной элементной базе, работают в режимах охлаждения, отопления и вентиляции, а также предварительной подготовки салона перед рейсом. Также с 2024 года ГК КСК поставила в серийное производство системы покупейного регулирования температуры.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
ГК КСК выпускает двери в нескольких исполнениях: наружные, в том числе торцевые, сдвижные в тамбуре, распашные внутри салона. Они обеспечивают комфортные и безопасные условия для посадки и высадки пассажиров, а также их перемещения по составу поезда. Дополнительно в ГК КСК производят подвески для дверей купе – верхние направляющие, по которым перемещаются двери.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Устанавливаются между вагонами и за счет герметичной оболочки позволяют персоналу и пассажирам комфортно и безопасно перемещаться по всему составу поезда. Один из важнейших импортозамещающих проектов, реализуемых ГК КСК.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Важный компонент любой техники. Предназначены для соединения всех элементов и систем вагона в единую сеть.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
ГК КСК выпускает комплекс оборудования для обеспечения устойчивой связи в вагоне. В номенклатуре – оборудование для организации передачи данных и работы внутривагонной беспроводной сети Wi-Fi, системы трансляции звука и многие другие компоненты. Также для персонала и пассажиров ГК КСК выпускает платы индикации, информационные дисплеи и медиаэкраны.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Комплекс данной продукции ГК КСК включает системы пожарной сигнализации, разграничения доступа по составу, видеонаблюдения и регистрации, оборудование для хранения архивов записей и другие составляющие.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Комплексные системы, позволяющие персоналу поезда эффективно управлять системами вагона: энергообеспечением, климатическим оборудованием, освещением, системами безопасности.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Устанавливается между вагонами и за счет герметичной оболочки позволяют персоналу и пассажирам комфортно и безопасно перемещаться по всему составу поезда. Один из важнейших импортозамещающих проектов, реализуемых ГК КСК.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
ГК КСК выпускает двери в нескольких исполнениях: наружные, в том числе торцевые, сдвижные в тамбуре, распашные внутри салона. Они обеспечивают комфортные и безопасные условия для посадки и высадки пассажиров, а также их перемещения по составу поезда. Дополнительно в ГК КСК производят подвески для дверей купе – верхние направляющие, по которым перемещаются двери.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Поддерживают заданные параметры микроклимата в помещениях пассажирских вагонов. Производятся ГК КСК на современной элементной базе, работают в режимах охлаждения, отопления и вентиляции, а также предварительной подготовки салона перед рейсом. Также с 2024 года ГК КСК поставила в серийное производство системы покупейного регулирования температуры.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Противодействуют заражению пассажиров заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
ГК КСК выпускает несколько моделей окон: глухие, с форточкой и окна аварийного выхода. Ряд окон комплектуется роллетными шторами санскрин и блэкаут, которые также производит ГК КСК.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Обеспечивают удобство поездки пассажира и возможность для сна при путешествиях на дальние расстояния. В каркасе полок от ГК КСК применяется экструдированный алюминиевый профиль, что облегчает вес изделий, а механизм фиксации позволяет пассажиру опускать их одной рукой.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Высоковольтные ящики от ГК КСК устанавливаются в подвагонном пространстве. Они предназначены для подачи напряжения в 3 кВ от подвагонной магистрали в вагон для обеспечения его отопления.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Включает большой перечень продукции от ГК КСК, определяющей внутреннее оформление вагона. Облицовка выполняется из износостойких и трудногорючих материалов. Столы, шкафы, полки для мелких вещей и другие элементы сочетают эстетику и практичность. С учетом современных требований пассажиров в элементы меблировки закладывается установка USB-разъемов и беспроводных зарядных устройств.
Производится дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Продукция ГК КСК включает широкую номенклатуру светильников, которые обеспечивают основное, местное и аварийное освещение помещений пассажирского вагона. Производятся на современной элементной базе и адаптируются под требования заказчика.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Важный компонент любой техники. Предназначены для соединения всех элементов и систем вагона в единую сеть.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
ГК КСК выпускает комплекс оборудования для обеспечения устойчивой связи в вагоне. В номенклатуре продукции – оборудование для организации передачи данных и работы внутривагонной беспроводной сети Wi-Fi, системы трансляции звука и многие другие компоненты. Также для персонала и пассажиров ГК КСК выпускает платы индикации, информационные дисплеи и медиаэкраны.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Комплекс данной продукции ГК КСК включает системы пожарной сигнализации, разграничения доступа по составу, видеонаблюдения и регистрации, оборудование для хранения архивов записей и другие составляющие.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Предназначены для преобразования напряжения высоковольтной поездной магистрали в напряжения постоянного и переменного тока нужной величины.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Комплексные системы, позволяющие персоналу поезда эффективно управлять системами вагона: энергообеспечением, климатическим оборудованием, освещением, системами безопасности.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
В 2024 году компания «Центр транспортной комплектации» реализовала в Воронежской области проект локализации производства компонентов межвагонных переходов для различных типов подвижного состава. Поддержку оказал Фонд развития промышленности. Ранее при сборке переходов использовали зарубежные комплектующие, в том числе из Европы. Локализация производства компонентов позволяет предприятию нарастить выпуск переходов в 2,7 раза — до 1260 единиц в год — и увеличить свою долю на российском рынке
с 27% до 76%.
Так, межвагонные переходы для пассажирских вагонов локомотивной тяги, выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом, поставляются с конца 2022 года. Со второго квартала 2025 года начнется производство собственных компонентов переходов для поездов метро и электропоездов «Иволга». Мощности предприятия позволяют выпускать до 2000 межвагонных переходов в год (и до 4000 с размещением заказа на изготовление части комплектующих по кооперации).
Мы разработали и обосновали свою программу производства межвагонных переходов, и тем самым ЦТК нарушил 20-летнюю гегемонию международных игроков на поставку переходов в Россию. В течение 2022–2023 годов мы полностью закупили необходимое оборудование — фрезерную группу, токарную группу, лазерную резку, гибку, гальваническую линию и ряд заготовительного оборудования. Все это было в течение 2023 года смонтировано на площадке в Воронеже. Заем ФРП помог предприятию существенно сократить сроки постановки компонентов межвагонных переходов на производство.
Кроме того, в ходе проекта по локализации производства разработан уникальный для России испытательный стенд, который предназначен для моделирования прохождения вагонами подвижного состава различных участков пути. Он позволит специалистам ЦТК нарастить компетенции, исследовать кинематику движения вагонов и тестировать новые конструкторские и технологические решения.
С компонентами ГК КСК в поездах «Иволга» и ЭП2ДМ обеспечивается новый уровень мобильности и комфорта для пассажиров, а также эффективности подвижного состава для эксплуатантов.
Одной из самых амбициозных задач последних лет у ключевого партнера ГК КСК — «Трансмашхолдинга» — является создание и развитие нового поколения российских электропоездов. Ведется работа над совершенствованием платформы поездов «Иволга». В 2022 году сертификацию проходит «Иволга 3.0»: модель имеет конструкционную скорость 160 км/ч — с таким параметром электропоезд полностью проектируется в России впервые. Значительное участие в его создании принимает ГК КСК.
Однако параллельно на фоне резко возросшего санкционного давления появляется новый вызов — доведение доли отечественной компонентной базы до максимальной в «Иволгах» и в другой модели пригородных поездов — ЭП2Д (ЭП2ДМ). Преодолеть его необходимо и стратегически важно. Как в августе 2023 года на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта отмечает председатель его профильной комиссии Алексей Цыденов, до 2035 года в России обновления потребуют 9,5 тыс. вагонов пригородных поездов. Значительны будут и масштабы закупок подвижного состава под поставленную Президентом России Владимиром Путиным задачу продления маршрутов Московских центральных диаметров в регионы.
Создание нового поколения поездов всегда включает фундаментальное переосмысление конструкции, внешнего вида, салона, технологий управления. Новые кабины машинистов, климатика, электротехника, интерьеры, двери, окна, сиденья и многое другое — задачи по внедрению всех этих компонентов решают в ГК КСК. Так, по модификации «Иволга 4.0» с трехдверными промежуточными вагонами холдинг в серийное производство ставятся десятки видов комплектующих.
ГК КСК выпускает несколько моделей окон: глухие, с форточкой (угол открытия 30° или 180°) и окна аварийного выхода. Также в номенклатуре представлены окна для боковых стен кабины машиниста с целью улучшить видимость пути следования, путевых сигналов и обзор состава.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
В номенклатуре ГК КСК представлены как сидения для пассажиров (в том числе откидные), так и кресла машиниста. Эргономичные и компактные кресла обладают современным дизайном и позволяют пассажирам совершать поездку на электропоездах с максимальным комфортом. В свою очередь кресла с механической подвеской обеспечивают большую прочность и жесткость для более длительного срока эксплуатации и повышенного удобства работы машиниста.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Обеспечивают комфортное освещение для пассажиров поезда. Состоят из люминесцентных ламп. По ним проложены линии основного и дежурного питания, установлены блоки громкой связи, пожарные извещатели теплового и дымового типа.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Устанавливаются между вагонами и за счет герметичной оболочки позволяют персоналу и пассажирам комфортно и безопасно перемещаться по всему составу поезда. Один из важнейших импортозамещающих проектов, реализуемых ГК КСК.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Противодействуют заражению пассажиров и машинистов заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Обеспечивают автоматическое поддержание заданных параметров микроклимата в салоне. Выпускаются ГК КСК на современной элементной базе, работают в режимах охлаждения, отопления и вентиляции, а также предварительной подготовки салона перед рейсом.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
ГК КСК отвечает за значительную долю комплектации интерьера поезда. Номенклатура изделий максимально широка – это облицовка, поручни, багажные полки, столики с беспроводной зарядкой и многое другое. В продукции применяется сталь, алюминий, стекло и износостойкий трудногорючий стеклопластик.
Производится дивизионом «Интерьер и экстерьер»
ГК КСК выпускает двери в нескольких исполнениях: автоматические входные прислонно-сдвижного типа, сдвижные торцевые, наружные для кабины поездов и другие. Они обеспечивают комфортные и безопасные условия для быстрой посадки и высадки пассажиров, а также их перемещения по составу поезда. Системы привода автоматических дверей также поставлены в производство в ГК КСК.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Системы медиаэкранов 8 моделей с ЖК-дисплеями от ГК КСК устанавливаются по всему салону поезда для максимального удобства пассажиров и их эффективного информирования.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Включает в себя комплекс систем – компьютеры с накопителями, маршрутизаторы и коммутаторы различных моделей. Обеспечивает эффективное управление составом для сопровождающего персонала.
Производится дивизионом «Электрическая техника»
ГК КСК выпускает кабины машиниста в сборе. Они комплектуются маской поезда, имеющей стальной каркас и стеклопластиковый корпус, климатической системой, световой техникой, пультом машиниста и другим внутренним оборудованием.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Предназначены для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабинах машинистов электропоездов при движении со скоростью до 160 км/ч.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
В производимые ГК КСК корпусы интегрируется все необходимое оборудование и системы для ведения поездов.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Производимый ГК КСК обтекатель прикрывает автосцепку и буфера, обеспечивая их защиту и улучшая аэродинамику поезда. При необходимости сцепления с другим поездом носовой обтекатель приподнимается вверх с помощью рычажного механизма.
Производится дивизионом «Интерьер и экстерьер»
ГК КСК выпускает кабины машиниста в сборе. Они комплектуются маской поезда, имеющей стальной каркас и стеклопластиковый корпус, обтекателем, климатической системой, световой техникой, пультом машиниста и другим внутренним оборудованием.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Противодействуют заражению машинистов заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Предназначены для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабине машиниста электропоездов. Предусмотрен режим предварительной подготовки климата перед рейсом.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
ГК КСК выпускает широкую номенклатуру электрооборудования для электропоездов Демиховского машиностроительного завода. Она включает оборудование для управления тяговыми двигателями, освещением, вентиляцией, отоплением и другими системами подвижного состава.
Производится дивизионом «Электрическая техника»
Для электропоездов, маршруты которых предполагают посадку и высадку на низких платформах, в ГК КСК производят выдвижные подножки. Она ставятся у боковых дверей сдвижного типа, время открытия и закрытия в автоматическом режиме составляет не более 4 секунд.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Обеспечивают автоматическое поддержание заданных параметров микроклимата в салоне. Выпускаются ГК КСК на современной элементной базе, работают в режимах охлаждения, отопления и вентиляции, а также предварительной подготовки салона перед рейсом.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
ГК КСК выпускает двери в нескольких исполнениях: автоматические входные прислонно-сдвижного типа, сдвижные торцевые, наружные для кабины поездов и другие. Они обеспечивают комфортные и безопасные условия для быстрой посадки и высадки пассажиров, а также их перемещения по составу поезда. Системы привода автоматических дверей также поставлены в производство в ГК КСК.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Противодействуют заражению пассажиров заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
ГК КСК выпускает несколько моделей окон: глухие, с форточкой (угол открытия 30° или 180°) и окна аварийного выхода.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
ГК КСК отвечает за значительную долю комплектации всего интерьера поезда. Номенклатура изделий максимально широка – это облицовка из стеклопластика и металла, продольные и поперечные выгородки, карнизы, плинтусы, потолки и многое другое.
Производится дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Обеспечивают комфортное освещение для пассажиров поезда. Состоят из люминесцентных ламп. По ним проложены линии основного и дежурного питания, установлены блоки громкой связи, пожарные извещатели теплового и дымового типа.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Устанавливается между вагонами и за счет герметичной оболочки позволяют персоналу и пассажирам комфортно и безопасно перемещаться по всему составу поезда. Один из важнейших импортозамещающих проектов, реализуемых ГК КСК.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
В 2022–2024 годах одной из наиболее сложных задач в части импортозамещения стал поиск компонентов для производства электронных и электрических изделий на предприятии «КСК Элком». Под санкционные ограничения попали микропроцессоры и микроконтроллеры с частотой выше 25 МГц и другие высокотехнологичные продукты, являющиеся ключевыми компонентами многих электронных систем. Специалисты «КСК Элком» заменили основных европейских поставщиков кабельно-проводниковой продукции, автоматических выключателей, реле, контакторов, тумблеров, переключателей и других комплектующих на альтернативных.
Сегодня с использованием импортозамещенных компонентов создаются электронные и электрические устройства собственной разработки. Их производство уже локализовано в периметре холдинга. ГК КСК продолжает наращивать собственные инженерно-конструкторские компетенции, искать альтернативных поставщиков в России и дружественных странах. Цель — полностью снять риски, связанные с внешними геополитическими и санкционными факторами.
Достижения и разработки ГК КСК в направлении поездов метро — яркий пример эффектов, получаемых при заключении долгосрочных контрактов на подвижной состав.
В 2013 году Департамент транспорта Москвы предъявляет новаторские требования к подвижному составу для метро. Следовало воплотить в жизнь множество передовых решений, улучшающих перевозки и пассажирский опыт. Ожидание перспектив значительного стабильного заказа стимулировало конкуренцию и содействовало внедрению техники с высокими потребительскими и эксплуатационными характеристиками — поездов «Москва».
Работа на этом не остановилась. В рамках последовавших контрактов поезд в лице эволюционных моделей «Москва-2020» и «Москва-2024» получает значительное развитие в части комфорта, технических характеристик и импортозамещения. Сотрудничество метро Москвы и «Трансмашхолдинга» позволяет создать одну из самых привлекательных и конкурентоспособных моделей метропоездов в мире.
В 2022 году ТМХ параллельно начинает реализовывать другой масштабный и долгосрочный контракт — на поставки поездов метро «Балтиец» для Санкт-Петербурга. Он также становится драйвером суверенизации компонентной базы.
Роль ГК КСК в этих проектах — одна из ключевых: во многом именно предприятия холдинга формируют ощущения от поездов у пассажиров. Номенклатура поставляемых ГК КСК продуктов включает широкие двери, окна, маски кабин машиниста, сиденья, системы освещения и микроклимата и не только. Важнейшее решение — системы обеззараживания воздуха — в период пандемии коронавируса наглядно подтверждают необходимость их наличия в общественном транспорте. Поезда метро с компонентами ГК КСК сегодня идут и в столицы других стран — Баку, Ташкент, Минск.
ГК КСК изготавливает маски кабин, состоящие из стального каркаса и облицовывающего стеклопластика, а также аварийные трапы и элементы интерьера – внутреннюю облицовку, корпусы панелей управления и другое.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Устанавливаемые системы «СКИФ-М20» предназначены для безопасного управления составом, обеспечивают управление и диагностику оборудования вагонов метро в реальном времени.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Электротехнический продукция ГК КСК устанавливается в подвагонном пространстве и призвана обеспечивать устойчивость энергоснабжения поезда в аварийных ситуациях.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Предназначены для автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабинах машиниста. Оборудуются устройствами обеззараживания воздуха.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Обеспечивают гашение энергии торможения двигателей вагона и ее рассеивание в виде тепла. Размещаются внизу вагона.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Выпускаются ГК КСК для предотвращения блокировки колес при торможении и обеспечения оптимального тормозного пути.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
ГК КСК выпускает двери в нескольких исполнениях: автоматические входные прислонно-сдвижного типа, внутренние и наружные в кабине поезда. Они обеспечивают комфортные и безопасные условия для быстрой посадки и высадки пассажиров, а также работы машиниста. Максимальный проем входных дверей составляет 1600 мм, а также достигнуто остекление на уровне почти в 100%.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
ГК КСК производит окна для поездов метро в нескольких исполнениях: глухие, с форточкой и информационным табло, а также для кабины машиниста. Предусмотрена взаимозаменяемость составных частей.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Автоматически поддерживают заданные параметры микроклимата в салоне. Выпускаются ГК КСК на современной элементной базе, обеспечивают комфортные условия проезда пассажиров как в тоннелях, так и на открытых участках пути.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Находятся в подвагонном пространстве и предназначены для аппаратуры управления асинхронным тяговым приводом вагонов, в том числе в режиме рекуперативного торможения.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Изготавливается из износостойкого трудногорючего стеклопластика, поэтому служит долгие годы без потери внешнего вида и эксплуатационных свойств.
Производится дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Противодействуют заражению пассажиров заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Включают в себя широкую номенклатуру продукции. Так, ГК КСК выпускает панели коммутации, вагонной защиты, вспомогательной для машиниста, а также распределительный блок и ящик с аккумуляторными батареями.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Устанавливаются между вагонами и за счет герметичной оболочки обеспечивают сквозное комфортное и безопасное перемещение пассажиров по всему составу поезда. Один из важнейших импортозамещающих проектов, реализуемых ГК КСК.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Включают большой перечень продукции – это системы видеотрансляции, системы информирования пассажиров, звуковой связи машиниста с пассажирами, в том числе в экстренных случаях. Обеспечивают удобство поездки в соответствии с требованиями современности.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Продукция ГК КСК включает широкую номенклатуру светильников, которые обеспечивают основное и аварийное освещение помещений в салоне поезда и кабине машиниста. Системы освещения адаптивны и меняют оттенок в зависимости от времени суток для повышения комфортности поездки.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
ГК КСК выпускает дополнительные накопители, которые обеспечивают возможность автономного движения поезда в случае аварийной ситуации без питания от контактного рельса.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Предназначены для автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабинах машиниста поездов. Оборудуются устройствами обеззараживания воздуха.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Включают большой перечень продукции – это системы видеотрансляции, системы информирования пассажиров, звуковой связи машиниста с пассажирами, в том числе в экстренных случаях. Обеспечивают удобство поездки в соответствии с требованиями современности.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
ГК КСК выпускает двери в нескольких исполнениях: автоматические входные прислонно-сдвижного типа, распашные в торце вагонов, внутренние и наружные в кабине поезда. Они обеспечивают комфортные и безопасные условия для быстрой посадки и высадки пассажиров, а также работы машиниста. Максимальный проем входных дверей в поездах для Санкт-Петербурга составляет 1400 мм.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Для поездов «Балтиец» в ГК КСК выпускают комфортные пассажирские диваны. Основным элементом паттерна отделки салона является один из символов города — Дворцовый мост: на диваны он нанесен в разведенном положении.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Обшивка изготавливается из износостойкого трудногорючего стеклопластика, поэтому служит долгие годы без потери внешнего вида и эксплуатационных свойств. Поручни выполняются из стальных тонкостенных труб, соответствуют эргономическим требованиям и нормативам.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Предназначены для подачи и обработки свежего воздуха, соблюдения условий гигиены и обеспечения комфортных условий для пассажиров. Также ГК КСК производит устанавливаемые на вагоны системы обеззараживания воздуха.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Находятся в подвагонном пространстве и предназначены для аппаратуры управления асинхронным тяговым приводом вагонов, в том числе в режиме рекуперативного торможения.
Производятся дивизионом «Электрическая техника»
Курс машиностроительной отрасли на технологический суверенитет требует от производителей компонентов не только кратного увеличения объемов выпуска имеющейся номенклатуры, но и качественного прорыва в области технологий, создания базы под запуск новых конкурентоспособных проектов. Для ПФ «КМТ» первым шагом в этом направлении становится оптимизация собственных производственных и логистических процессов.
В свою очередь предприятие НПО «Вояж» серийно производит маски кабины машиниста для вагонов московского метро нового поколения. Первые опытные образцы были выполнены осенью 2023 года на производственной площадке в Твери. Для производства маски специалисты предприятия освоили формование методом вакуумной инфузии для крупногабаритных изделий из композитных материалов. Конструкторско-технологические решения маски разработаны Инженерным центром ГК КСК на базе трехмерных моделей заказчика. Изделие, формирующее внешний облик кабины головного вагона подвижного состава, выпускается комплектом с крепежными элементами и панельной системой. В настоящее время плановая загрузка рассчитана на выпуск 6 комплектов в месяц.
Создание компонентов для новых поколений российских локомотивов — одна из стратегических задач для ГК КСК.
Стабильность перевозочного процесса на железных дорогах во многом зависит от работы локомотивного парка. Это особенно важно для России с учетом расстояний страны, богатства полезными ископаемыми, развитого сельского хозяйства и промышленности. Железная дорога, как уже отмечалось не раз, является хребтом и кровеносной системой российской экономики.
Масштабы локомотивного хозяйства впечатляют. На конец 2023 года эксплуатируемый парк в РЖД составляет 13,6 тыс. локомотивов (с учетом резервов у перевозчика около 20 тыс. единиц тягового подвижного состава). К тому же в промышленности на путях необщего пользования работает еще около 7 тыс. единиц тягового подвижного состава.
Для повышения веса грузовых поездов РЖД требуются новые магистральные электровозы и тепловозы. Нужны и новые пассажирские локомотивы для эксплуатационной скорости в 200 км/ч. Значительная потребность и в современных маневровых машинах, имеющих высокие тяговые свойства, топливную эффективность и ремонтопригодность. РЖД в начале 2020-х передают локомотивостроителям технические требования, которые сегодня активно работают над постановкой в производство новых моделей.
К масштабированию работы по компонентной базе для локомотивов в ГК КСК приступили относительно недавно, однако объем производимой продукции растет от года к году. Номенклатура поставляемой продукции включает передовые решения в части кабин, климатического оборудования и преобразовательной техники.
ГК КСК выпускает кабины машиниста в сборе. Они комплектуются маской локомотива, имеющей стальной каркас и стеклопластиковый корпус, и внутренним оборудованием. Модульная конструкция позволяет устанавливать или снимать кабину и пульт даже при эксплуатации подвижного состава.
Производятся дивизионом «Интерьер и экстерьер»
Противодействуют заражению машинистов заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Предназначены для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабине машиниста.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Предназначены для преобразования напряжения высоковольтной локомотивной магистрали в напряжения постоянного и переменного тока нужной величины.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Включают широкую номенклатуру продукции – силовые резисторы, опорные изоляторы, контакторы, трансформаторно-реакторное оборудование.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Применяются в магистральных электровозах переменного тока. Предназначены для выпрямления однофазного переменного тока в постоянный для питания тяговых двигателей и для преобразования постоянного тока в однофазный переменный в режиме рекуперативного торможения.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Обеспечивают удобство работы машиниста и точность показателей панелей управления в холодную погоду.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Противодействуют заражению машинистов заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем. Воздух при циркуляции проходит через обеззараживатель, где при помощи УФ-ламп обеспечивается бактерицидное воздействие. Технология от ГК КСК подтвердила свою актуальность в период пандемии Covid-19, отмечена международными премиями.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Предназначены для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в кабине машиниста.
Производятся дивизионом «Климатическое оборудование»
Включают широкую номенклатуру продукции – силовые резисторы, опорные изоляторы, контакторы, трансформаторно-реакторное оборудование.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Предназначены для обеспечения питания тяговых электродвигателей локомотивов. ГК КСК производит такие преобразователи для тепловозов ТЭМ18ДМ.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
Предназначены для преобразования напряжения высоковольтной локомотивной магистрали в напряжения постоянного и переменного тока нужной величины. ГК КСК выпускает их для комплектации локомотивов ТЭМ18ДМ.
Производятся предприятиями «Проектного офиса»
В периметре группы ТМХ ведутся разработки перспективных локомотивов с асинхронным тяговым приводом: холдинг первым в России применял его ранее в серийных тепловозах 2ТЭ35А «Витязь». Так, разработанные в «ТМХ Инжиниринг» преобразователи для новых локомотивов реализованы по схемам многоуровневых инверторов напряжения на базе IGBТ-модулей c напряжением 3300 В. В условиях санкционного давления и ограничений в доступе к ряду высокотехнологичных электронных компонентов в ТМХ принята стратегия по унификации на уровне компонентов, в том числе IGBT-модулей, для всей линейки создаваемого тягового подвижного состава.
IGBT-модули создаются заводом «Электровыпрямитель», входящим в состав проектного офиса ГК КСК. Команда предприятия ведет работы по направлению мощных транзисторных IGBT- и диодных FRD-модулей более 25 лет. В адрес КСК СП завод уже поставил новые модули нескольких типов для комплектации опытных образцов новых преобразователей.
В настоящее время ведутся работы по замене применяемых материалов и комплектующих, попавших под санкционные ограничения с сохранением обеспечения требуемых показателей уровня качества и стоимости. Особое внимание в этих вопросах направлено на разработку и освоение серийного производства полностью российских чипов высоковольтных транзисторов с изолированным затвором и комплектных быстровосстанавливающихся диодов компанией «Микрон». Специалисты «Электровыпрямителя» работают в тесной связке с командой «Микрона» по проведению испытаний и выработке технических рекомендаций для достижения заданных параметров чипов IGBT и FRD.
По силовым полупроводниковым приборам, как и по преобразовательной технике в целом, предприятия ТМХ являются базовыми потребителями нашей продукции. Удовлетворение потребностей ТМХ в силовых полупроводниковых приборах и преобразовательной технике — приоритетное направление конструкторских разработок. С учетом этого мы сконцентрировали внимание на разработке и подготовке производства силовых модулей с напряжением 3300 В, которые планируем вывести на серийное производство в 2025 году.
Российский высокоскоростной поезд — самый амбициозный проект всей отрасли железнодорожного машиностроения России на ближайшие годы.
В марте 2024 года Президент России Владимир Путин в ходе совещания дает старт реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Его исключительная важность для страны отмечается включением финансовой поддержки сразу в два перспективных национальных проекта — «Эффективная транспортная система» и «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».
С опорой на российскую компонентную базу для высокоскоростной линии будут построены электропоезда с конструкционной скоростью 360 км/ч. При этом на испытаниях они должны и вовсе пройти на пределе почти в 400 км/ч. Контракты на 43 поезда уже подписаны, первый должен быть поставлен в 2028 году. Ранее такой подвижной состав в России не создавался и не производился.
В том совещании с главой государства участвует и генеральный директор ГК КСК Тарас Спивак. Практически вся отрасль железнодорожного машиностроения будет работать над поездом, а ГК КСК отводится важная роль в этом проекте. Как заявляли в «Синара — Транспортные Машины», являющейся системным интегратором по проекту поезда, от ГК КСК прорабатываются поставки межвагонных переходов, элементов интерьера, климатического оборудования, санитарных комплексов и тормозных дисков.
Создание самой магистрали и поезда должно обеспечить серьезный технологический рывок и принесет существенные изменения в качестве жизни. За счет сокращения времени в пути Москва, Тверь, Великий Новгород и Санкт-Петербург начнут жить как единая агломерация.
Тренд на суверенизацию подтвердил стратегические расчеты ГК КСК: решения от компонентного холдинга востребованы во многих отраслях.
На фоне резко возросшего санкционного давления компетенции ГК КСК стали остро востребованы и в других отраслях машиностроения. В 2022–2023 годах к холдингу обратились многие предприятия России с запросом на освоение аналогов по оборудованию, которое ранее закупалось за рубежом.
Приоритетным направлением для ГК КСК по другим сферам сегодня является постановка в серию климатического и рефрижераторного оборудования. Так, дивизион «Климатическое оборудование» в сжатые сроки уже создал линейки продукции для автобусов, электробусов, троллейбусов, трамвае в и гражданского судостроения. Для широкого периметра предприятий также доступны теплообменники, компрессорные и холодильные агрегаты.
Рынок колесного общественного транспорта, авторефрижераторов и спецтехники — перспективное направление для нашего дивизиона, и мы очень активно в нем работаем. Например, уже к середине 2024 года каждый третий автобус большого класса, выпускаемый в России, оснащался климатическими системами КСК. Мы продолжаем наращивать объем выпуска таких кондиционеров, а также расширяем продуктовую линейку.
Акцент делаем на сервисном обслуживании. Рынок общественного колесного транспорта растет, это связано с поручением Президента России Владимира Путина о повышении качества пассажирских перевозок и обновлении автопарка. Растущий рынок всегда высококонкурентен. В качестве уникального торгового предложения мы приняли решение о поддержании складских запасов готовой продукции, комплектующих и расходных материалов. Это позволит нам значительно повысить спрос на свою продукцию. Мы ориентируемся на поддержание работоспособности наших изделий на протяжении всего срока эксплуатации транспортных средств.
Периметр ГК КСК сегодня насчитывает более 20 производственных предприятий, расположенных в 10 регионах России. Они активно развиваются: в среднем ежегодная инвестпрограмма ГК КСК последних лет составляла почти 3 млрд руб. В сфере НИОКР сегодня работает более 500 человек и штат продолжает расти.
Дивизион «Климатическое оборудование» был создан одним из первых в ГК КСК в 2018 году. Его стратегия включила разработку унифицированной линейки климатических систем для всех видов пассажирского и специального транспорта, полное вытеснение импорта из сегмента городского общественного транспорта.
За прошедшее время в дивизионе запустили крупнейшее в ЕАЭС поточное производство транспортных кондиционеров. Также налажен собственный выпуск трубчато-ламельных теплообменников с мощностью более 20 тыс. изделий в год. Реализуется проект по созданию производства компрессоров и вентиляторов для климатических систем. По этому направлению дивизион планирует локализовать производство всех субкомпонентов.
Суммарный штат двух компаний дивизиона — «ТРАКС» и «Транскон» — составляет свыше 1,1 тыс. человек.
Дивизион «Электрическая техника» — один из базовых в ГК КСК, создан в 2018 году. Он специализируется в области разработки, производства и поставок электротехнической продукции для рельсового транспорта и нужд метрополитенов.
В рамках дивизиона в Промтехнопарке КСК в Твери практически с нуля было создано жгутовое производство, повышена эффективность выпуска пультов управления электрооборудованием пассажирских вагонов. В 2024 году дивизион поставил в производство межвагонные высоковольтные соединения и системы покупейного регулирования температуры воздуха.
Один из самых значимых проектов дивизиона связан с цифровизацией. Так, он создает автоматизированную информационную систему мониторинга состояния пассажирского вагона. Она предполагает, что работа оборудования вагона отслеживается в онлайн-режиме по 400–500 группам технических параметров. Система должна позволить перейти к предиктивному подходу в обслуживании вагона и его узлов. Работа ведется совместно с «Федеральной пассажирской компанией», выделена грантовая поддержка Минпромторга России.
Продуктовый портфель дивизиона включает электрооборудование, системы информирования, связи, управления и безопасности, внешнего и внутреннего освещения, жгутовой, кабельно-сборочной продукции и др. Численность сотрудников составляет более 700 человек.
Дивизион создан на базе двух предприятий с большой историей — ПФ «КМТ», основанной более 30 лет назад, и НПО «Вояж», отметившем свое десятилетие в 2022 году. Работа дивизиона лучше всего видна обычному пассажиру — он специализируется на выпуске дверных и оконных систем, мебели для подвижного состава, санитарных кабин и модулей, масок кабин подвижного состава.
Дивизион активно внедряет передовые технологии производства. Так, в 2024 году внедрены аддитивное производство матриц и роботизированный комплекс водной резки для стеклопластика. На базе НПО «Вояж» создается полноценный центр компетенций по производству модульных кабин машиниста, а в ПФ КМТ второй год идет масштабное техническое перевооружение.
Штат всех предприятий дивизиона превышает 2,1 тыс. человек.
Самый большой дивизион ГК КСК — его штат насчитывает более 7 тыс. человек. «КСК Металлкомплект» обеспечивает полный цикл подготовительного производства, включая раскройно-заготовительное, механообрабатывающее, кузнечно-прессовое, термическое, сварочное, окрасочное, деревообрабатывающее, сборочное и литейное, а также компетенции по нанесению гальванопокрытий.
В свою очередь Тверской литейный завод ведет историю с 1898 года, а в современной юридической форме как часть КСК действует с 2020 года. На его мощностях отливаются компоненты тормозных устройств для железнодорожного подвижного состава с высокими требованиями по герметичности.
Дивизион принимает активное участие в восстановлении вагоностроительных компетенций в Торжке. Почти пять лет мощности Торжокского вагоностроительного завода стояли без работы, а сейчас на них запущен цех малых серий Тверского вагоностроительного завода ТМХ, а также металлозаготовительное производство ГК КСК.
Там же реализуется масштабный проект освоения компонентов пассажирских вагонов. Он включает постановку в производство комплектующих для одноэтажных вагонов нового поколения, наращивание выпуска вагонокомплектов для двухэтажных составов, а также полную локализацию комплектов профилей для двухэтажных кузовов, ранее закупаемых в Германии. Суммарное финансирование по инвестпроекту составляет 2,5 млрд руб., из которых 2 млрд — льготный заем из Фонда развития промышленности. Средства направляются на все технологические переделы, всего внедряется 175 единиц нового оборудования и создается 80 рабочих мест.
Один из самых молодых дивизионов ГК КСК, сформированный в 2023 году. «В конце 2022 года приняли решение о формировании соответствующих внутренних компетенций, поставив задачу по освоению наиболее приоритетных продуктов по данному направлению, таких как блоки колодочного тормоза, осевые и колесные диски, клещевые механизмы», — рассказывал весной 2023-го в интервью ROLLINGSTOCK генеральный директор ГК КСК Тарас Спивак.
Сначала в дивизион перешла команда железнодорожного подразделения Knorr-Bremse — немецкого производителя, который ушел из России. Затем были приобретены компании «Холдинг Кнорр-Бремзе системы для рельсового транспорта СНГ» и «Кнорр-Бремзе 1520», в том числе завод в Ленинградской области.
Дивизион приоритетно осваивает ремонты тормозного оборудования, а также ставит в производства новые комплектующие для разного подвижного состава. Уже выполнен значимый контракт — отгружена партия из 845 комплектов тормозных дисков для компании «ВСМ-Сервис», которая обслуживает электропоезда «Сапсан» и «Ласточка» в парке РЖД. Сегодня в штате дивизиона 150 сотрудников.
Ряд производственных активов ГК КСК, цели и задачи которых связаны с прорывными инновациями для отрасли, управляется Проектным офисом. Численность сотрудников этих площадок превышает 3 тыс. человек.
«Электровыпрямитель» вошел в периметр ГК КСК в августе 2022 года. Завод специализируется на выпуске силовых полупроводниковых приборов, преобразовательного оборудования и электротехнической продукции для энергетики, транспорта, металлургии и других отраслей промышленности. На базе легендарного предприятия, основанного в 1941 году, сегодня создается Центр преобразовательных технологий с ключевым акцентом на решения для подвижного состава.
«Завод Электропульт» был приобретен ГК КСК у «РЭП Холдинг» в этом году. С ним к компонентному холдингу перешел производственный цех компании «Сименс Электропривод». Для предприятия ставятся масштабные задачи постановки в производство тяговых преобразователей и накопителей энергии для нужд «Трансмашхолдинга», а также тягового привода для водородного поезда, который сейчас также разрабатывает ТМХ.
«Центр транспортной комплектации» также реализует одну из масштабнейших задач по компонентной базе — создать производство межвагонных переходов для всей линейки подвижного состава.
Штат Инженерного центра ГК КСК включает более 150 специалистов, работающих в 5 регионах России. Их компетенции обеспечивают проведение НИОКР по многим ключевым направлениям работы холдинга: дверными системам различных типов, системам доступа в вагон, оконным технологиям, широкой номенклатуре элементов интерьера и климатического оборудования, а также санитарным модулям для всех видов рельсового подвижного состава.
Инженерный центр активно внедряет инструменты 1D-моделирования, а также работает над применением в проектировании изделий унифицированного модульного подхода с целью уменьшения временным и стоимостных затрат на производство продукции. Стратегически важную работу специалисты сегодня проводят в части формирования принципов и методик проектирования узлов для высокоскоростного сообщения.
Кроме того, специалисты Инженерного центра развивают компетенции по направлениям электродвигателей для собственных приводов, электронных и электрических компонентов, автоматизированных устройств. Еще одним направлением является освоение разработки электродвигателей малой мощности для дверей и подножек. Также планируется развитие унифицированного диагностического ПО с функциями превентивной диагностики, переход на систему проектирования Компас / IPS, создание испытательного подразделения и макетно-испытательного участка.